17 марта на лицензионных DVD вышла одна из самых провокационных психологических драм 2010 года – триллер Даррена Аронофски ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ. За роль балерины Нины Натали Портман получила «Оскар».
Чтобы
убедительно выглядеть на сцене в роли примы, Натали Портман погрузилась
с головой в интенсивные физические и психологические подготовки – еще
за 10 месяцев до начала съемок актриса тренировалась не менее 5 часов в
день под чутким надзором танцоров из Труппы Балета Нью-Йорка. «Я
танцевала невероятное количество времени, также много плавала и
занималась силовыми и аэробными нагрузками, так как балет – довольно
экстремальное занятие, особенно когда тебе 28. Каждое движение должно
быть особенным, полным простоты и грации. Я знала, будет нелегко, но и
представить не могла, насколько», - признается Портман. Кроме того,
лучше вжиться в роль Нины не только как балерины, но и понять ее
душевные муки, Портман помог когда-то оконченный курс психологии в
Гарварде.
Зеркала, как еще один элемент создания
психоза и паники, играют особую роль в визуальной архитектуре фильма в
целом. Они выступают не только танцевальным реквизитом, но и важнейшим
психологическим орудием, сыгравшим не последнюю роль в развитии
психической болезни Нины.
«В мире балета зеркала
повсюду», - объясняет режиссер фильма Аронофски. «Танцоры всегда смотрят
на себя, поэтому их отношения с собственным отражением во много
определяет то, кем они являются. В кинематографе множество раз
обыгрывалась тема отражений, но я хотел поднять ее на новый уровень. И я
считаю, что мы на самом деле развили идею о том, что значит смотреть в
зеркало. Через зеркала у зрителей есть возможность раскрыть загадочный
характер Нины, в котором все удваивается и отражается».
В
зеркалах, тем не менее, имеют свойство отражаться не только актеры и
танцоры, но и члены съемочной группы. Обилие зеркал в фильме «Черный
Лебедь» значительно превосходит количество таковых в фильме «Титаник»,
где операторы периодически мелькали в кадре. Тем не менее, ни одному
члену съемочной группы так и не удалось покрасоваться на экране
благодаря мастерству студии компьютерной графики Look Effects, уже
зарекомендовавшей себя как эксперта в создании визуальных эффектов во
время работы над фильмом «Аватар».
Секрет создания
психологического напряжения в течение всего фильма заключается не
только в глубокой эмоциональной игре актеров, но и в его мастерской
подаче оператором и режиссером. Например, для того, чтобы зрители
ощутили тяжелое психологическое состояние героев, использовались
портативные камеры, которые операторы буквально не выпускали из рук.
«Мне
было интересно снять психологический триллер с использованием
портативной камеры. Я не могу припомнить практически ни одного случая,
когда такая техника съемки применялась в фильмах подобного жанра. Камера
фиксирует энергию, красоту, боль артистов, мы видим все это настолько
близко, что кажется, это происходит с нами», - говорит Аронофски.